суббота, 26 сентября 2009 г.

Первенец нового поколения ( Публикации из журналов )

*

Каждые 10—15 лет обновляется парк отечественных легковых автомобилей. Так было и в конце 60-х годов, когда на автомагистрали страны вышли “Москвич-412”, малолитражки ВАЗ, “Запорожец” с индексом “968”... С интересом встретили автомобилисты той поры и появление “Волги” ГАЗ-24, созданной коллективом Горьковского автозавода и заменившей “двадцать первую” модель.
Эти советские автомобили стали на долгие годы надежной базой для создания десятков модификаций на основе каждой из моделей семейства. Но шло время, исподволь накапливались изменения и в конструкторских концепциях, и в возможностях автостроения. Менялись взгляды потребителей — то, что еще вчера считалось достоинством, сегодня воспринималось безнадежно устаревшим,
И вот подошло время нового поколения советских легковых автомобилей. Многое пришлось пересмотреть конструкторам, производственникам при создании таких машин в соответствии с требованиями дня. Теперь автомобиль должен был обладать и высокой экономичностью, и экологически чистым двигателем, и повышенной комфортабельностью, и хорошей приемистостью, и... Короче, основными стали параметры, которые для машин более ранних выпусков считались в общем-то второстепенными. Первой такой машиной в нашей стране стала “Волга” модели ГАЗ-3102.
Пятидесятилетний юбилей Горьковского автомобильного завода был отмечен сугубо по-деловому — выпуском новой модели легкового автомобиля. Машина унаследовала от предшественницы старое название — “Волга” и приобрела новое четырехзначное обозначение — ГАЗ-3102. Унаследовала она и все проверенные временем конструктивные особенности, присущие автомобилям с маркой ГАЗ.
В то же время ГАЗ-3102 существенно отличается от широко известной “двадцать четвертой” модели — прежде всего более современными решениями как автомобиля в целом, так и его основных узлов и агрегатов, определяющих высокий технический и технологический уровень конструкции.
Техническое задание на новую машину в сжатом виде можно было сформулировать так: разработать более комфортабельную, безопасную, быстроходную и вместе с тем более экономичную машину. Кроме того, жесткие нормы экологичности предъявили повышенные требования к токсичности двигателя, к уровню его шума.
При разработке кузова дизайнеры оказались в достаточно сложных условиях, поскольку по экономическим соображениям решено было сохранить в производстве часть дорогостоящих штампов. Это, к слову, существенно усложнило задачу разработки оригинального облика новой машины.
*
 *
В результате многочисленных проработок компоновщики и дизайнеры пришли к варианту, в котором автомобиль приобрел новый, более стремительный и вместе с тем более солидный вид за счет удлинения на 200 мм переднего свеса кузова и повышения уровня крышки багажника. Новый кузов получил современную “клиновую” форму. Изменение архитектуры его передней и задней частей, использование вместо круглых прямоугольных фар, а также мощных горизонтально расположенных задних фонарей, применение больших декоративных колпаков колес, безопасных, не выступающих наружу ручек дверей, отказ от поворотных форточек в окнах передних дверей существенно “омолодили” облик “Волги”. Решение это не потребовало чрезмерно больших капиталовложений.

 *
Следует отметить, что снаружи новый автомобиль хотя и имеет “семейное” сходство с прежней “Волгой”, изнутри выглядит совершенно по-иному, Обновленный интерьер салона отвечает взыскательному вкусу по уровню комфорта. В его отделке использованы самые современные материалы.

 *
Стоит взглянуть, например, на приборную панель. Выполненная из термопластичного материала, она не только значительно современнее по виду и функциональнее, но и проще по конструкции.
На новом автомобиле конструкторы предусмотрели ряд решений, направленных на дополнительное повышение его безопасности. В частности, топливный бак установили в зоне, практически не деформируемой при возможных авариях — между брызговиками колес, за спинкой заднего сиденья. А освободившееся место заняло запасное колесо, занимавшее прежде солидный объем багажника. Теперь, чтобы извлечь “запаску”, нужно поднять коврик и открыть крышку-лючок.
Повышению безопасности “тридцать первой” способствует и разработанная для нее совершенно новая тормозная система. У ГАЗ-3102 — двухкамерный вакуумный гидроусилитель тормозов с главным тормозным цилиндром типа “тандем”. Система состоит из передних дисковых тормозов, каждый из которых имеет по два больших и по два малых цилиндра. Один контур приводит в действие только большие цилиндры передних колес, другой — малые цилиндры передних колес и колодочные тормоза задних колес. А это значит, что при отказе одного контура весьма эффективные передние дисковые тормоза приводятся в действие другим контуром. Надо также отметить, что в задних барабанных тормозах имеется регулятор давления жидкости, предотвращающий возникновение заносов. Все эти усовершенствования гарантируют замедление движения вплоть до полной остановки быстроходного и динамичного автомобиля.
Быстроходность и динамичность — два этих параметра в значительной степени зависят от технических характеристик двигателя. Чтобы сделать их на уровне современных требований, для новой “Волги” горьковчане разработали принципиально иной двигатель мощностью 77,2 кВт (105 л. с.). Впервые в отечественном автостроении на легковом автомобиле массового производстве установлен двигатель с форкамерно-факельным зажиганием. Работы над созданием такого двигателя велись на ГАЗе с 60-х годов. В процессе испытании подобных моторов был накоплен большой опыт, на основании которого можно утверждать, что применение такой системы зажигания снизит эксплуатационный расход топлива на 10...18% по сравнению с “Волгой” ГАЗ-24 при значительном снижении токсичности отработанных газов.
Двигатель с форкамерно-факельным зажиганием имеет оригинальную клапанную головку цилиндров с еще одним, третьим рядом клапанов. Через эти клапаны обогащенная горючая смесь -из впускного коллектора подается в предварительную камеру (форкамеру), примыкающую к основной камере сгорания. Обогащенная смесь легко поджигается искровым разрядом, и мощный факел выбрасывается в основную камеру, заполненную переобедненной смесью. Теперь полное сгорание происходит практически во всем объеме камеры за счет избытка воздуха в топливном заряде. Это обеспечивает значительное снижение токсичности отработавших газов и улучшение топливной экономичности.
Новая “Волга” унаследовала от предшественниц такие важные для автомобиля качества, как хорошая приспособляемость к различным дорожно-климатическим условиям, проходимость, безотказность. Кстати, машины с маркой ГАЗ традиционно славились долговечностью: пробег до капитального ремонта в 300 тыс. км позволял “двадцать четвертой” модели успешно работать в такси. “Волга” ГАЗ-3102 существенно превзошла этот показатель. Конструкторы внимательно изучили все слабые места, снижавшие срок жизни автомобиля, внесли многочисленные изменения в подвески, коробку передач, карданную передачу, и в результате общий пробег до капитального ремонта возрос до 350 тыс. км. Увеличению этого показателя способствовало и улучшенное качество антикоррозийной защиты кузова.
Интересно, что все закрытые полости кузова на заводе обрабатываются “тектилом” и затем заполняются пенополиуретаном. Такая защита создает надежный заслон коррозии.
Несколько слов об особенностях салона ГАЗ-3102. В частности, подлокотники как передних, так и задних дверей были изменены по образцу вазовских, установленных на моделях “2103” и “21 Об”. Внутренние панели дверей обтянуты синтетической тканью. Передние сиденья — с удобными, регулируемыми по высоте подголовниками. Можно регулировать и угол наклона этих кресел — делается это бесступенчато, вращением маховичка. Сиденья укомплектованы инерционными катушечными ремнями безопасности — они удобны, не стесняют движений и надежно предохраняют водителя и пассажира в случае аварии.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ “ВОЛГА” ГАЗ-3102
*
длина - 4960
ширина - 1820
высота - 1490
база - 2800
мест - 5
масса в снаряженном состоянии - 1450
максимальная скорость 150
разгон до 100 км/ч - 16
цилиндров - 4
рабочий объем - 2445
максимальная мощность при 4500 об - 77,2 (105 л.с.)
максимальный крутящий момент при 2500 об - 181 Н.м (18,5 кгс х м)



Органы управления и приборы: 1 — направляющая решетка обогрева стекол передних дверей, 2 — рычаг переключения указателей поворота и света фар. 3 — щиток приборов. 4 — рычаг переключения стеклоочистителя и стеклоомывателя, 5 — переключатель обогрева заднего стекла. 6 — выключатель системы аварийной сигнализации, 7 — направляющая решетка естественной приточной вентиляции, 8 — магнитола. 9, 10 — ручки управления распределительной заслонкой отопителя, 11 — ручка управления краником отопителя, 12 — ручка управления заслонкой воздухопритока отопителя, 13 — выключатель проверки контрольных ламп комбинации приборов, 14 — прикуриватель, 15 — выключатель заднего противотуманного света, 16 — пепельница, 17 — рычаг стояночного тормоза, 18 — рычаг переключения передач. 19 — выключатель противотуманных фар, 20 — переключатель вентилятора отопителя, 21 — педаль управления дроссельными заслонками, 22 — выключатель фароочистителя, 23 — ручка тяги воздушной заслонки карбюратора. 24 — педаль рабочих тормозов. 25 — педаль сцепления, 26 — выключатель зажигания, стартера и противоугонного устройства. 27 — ручка управления жалюзи радиатора, 28 — ручка привода замка капота, 29 — центральный переключатель света.


Источник: "Моделист-Конструктор" 1988, №1

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.