суббота, 27 февраля 2010 г.

Волга ГАЗ-3102 -- Ея Величество

*
Досье

В позапрошлом номере "Колёс" мы рассказывали о редакционных испытаниях ГАЗ-3110. Но с конвейера нижегородского предприятия сходит ещё одна Волга ("одиннадцатую" в расчёт пока не берём), известная как ГАЗ-3102.


Впрочем, назвать это полномасштабным серийным производством нельзя: ежедневно собирается по 10-11 машин. Настоящий российский эксклюзив - фирма Ferrari, и та выпускает больше автомобилей; соответственно, и стоит 3102 на $1 000 - 1 500 больше, чем 3110 в схожей комплектации. Нашей задачей было выяснить, за что, собственно, берутся эти деньги, и чем различаются между собой две Волги.

В оформлении носовой части присутствуют мерседесовские мотивы
*
Как всегда, начнём с истории. В середине семидесятых советская номенклатура ощутила неприятный вакуум, возникший между элитными Чайками, предназначенными для руководителей высшего звена, и Волгами, доступными, в принципе, простому смертному. Непорядок какой-то. И вскоре ГАЗ как основной поставщик представительских машин получает задание разработать массовый автомобиль для чиновников. В 1980 году модель 3102 окончила прохождение комплекса государственных испытаний, а опытно-промышленная партия была выпущена весной 1981-го, к открытию XXVI съезда КПСС. Ну а первый выехавший из ворот завода серийный экземпляр прямиком отправился в личный гараж генерального секретаря Брежнева.

Дверные проемы, наследие далеких 60-х, не блещут новизной
*
ГАЗ-3102 совершил то, чего сегодня все ожидают от модели 3111, а именно, стал самым передовым отечественным автомобилем, достойно смотревшимся на фоне иномарок той поры. Прямоугольные фары, заходящие на крылья указатели поворотов, большие задние фонари (повальная мода на них на Западе начнется только спустя десятилетие), стёкла передних дверей без форточек и встроенные заподлицо дверные ручки позволили Волге хотя бы на пару-тройку лет сохранить актуальный вид. Те же слова можно сказать в адрес "пухлого" рулевого колеса и утопленных циферблатов приборов. Кроме всего перечисленного, от рядовой "двадцать четвертой" 3102 отличалась более мощным, 98-сильным, мотором, немного изменёнными подвеской и рулевым, дисковыми тормозами передних колёс и велюровым салоном с задним подлокотником. Для перевозки особо важных персон в индивидуальном порядке собирались машины с моторами V8 от ГАЗ-14, автоматической коробкой передач, гидроусилителем рулевого управления, кожаным салоном, кондиционером, электропакетом и так далее. И не будем забывать о строжайшем контроле качества каждого выпущенного экземпляра. В свободную продажу автомобиль, разумеется, не поступал ни под каким предлогом. Первый урон имидж модели понёс в 1986-м, когда модернизированный ГАЗ-24-10 получил многое из оборудования, ранее являвшегося прерогативой "тридцать первой".

Моторный отсек способен вместить даже двигатель V8 от "Чайки"
*
А затем грянула перестройка, не только открывшая в страну доступ иномаркам всех классов и марок, но и косвенно повлекшая за собой тотальное падение качества всей советской продукции, и вот уже восхищение от проносящейся мимо чёрной Волги сменилось снисходительной ухмылкой и сочувствием нелёгкому труду водителя. Логическим завершением этой печальной истории стал год 1997-й, когда модели 3110 и 3102 подверглись максимальной унификации по технической части и теперь различаются главным образом внешне. Правда, при производстве "ноль второй" сохранился более тщательный отбор узлов и агрегатов и более ответственный подход к сборке.
Сегодня машина предлагается заводом в десяти основных комплектациях. Открывает этот список модификация 411, оснащаемая дефорсированным мотором ЗМЗ-4021, который потребляет бензин А-76, и "маленьким" топливным баком на 55 литров. Далее следуют три версии с 8-клапанным мотором ЗМЗ-402 и шесть - с 16-клапанным ЗМЗ-4062.


Верхом роскоши считаются исполнения 106 и 108 с гидроусилителем, кондиционером, тонированными стёклами, фирменными легкосплавными дисками и 70-литровым баком. Велюровый салон является стандартным для всех версий. Но, как вы понимаете, такое оснащение - вовсе не предел: в Нижнем процветают тюнинговые фирмы, чьи спецы способны "догнать" цену машины до $20 000 и выше. Они устанавливают на автомобиль силовые агрегаты марок Rover и Toyota, "автоматы" (о Волге с автоматической трансмиссией читайте в этом же номере), усиливают трансмиссию и подвеску, целиком переоформляют интерьер и так далее.
Наши запросы куда скромней, поэтому мы тестировали вполне серийный ГАЗ-3102. Дабы не утомлять читателей повторениями, мы будем упоминать только те особенности машины, которые отличают её от газовской "десятки".
А их не так уж и много.

Салон по-прежнему огромен; запаска "съедает" значительную часть багажника

Снаружи

Когда мы забирали Волгу из салона, на меня нахлынули детские воспоминания. В автомобили я был влюблён ещё в нежном возрасте, и моя мама всячески способствовала этому увлечению, за что хочется сказать ей отдельное огромное спасибо. Так вот, однажды, чтобы не стоять в длиннющей очереди на такси (для середины восьмидесятых явление отнюдь не редкое), мама решила "голосовать" и из всех претендентов на роль нашего извозчика намеренно выбрала броскую тёмную машину, сверкавшую на солнце. Больше всего в том автомобиле мне понравились мягкий диван тёмно-зелёного цвета и ощущение пространства. Когда мы вышли из машины, мама сказала: "Видишь, какие бывают автомобили!", а я подбежал к багажнику и был потрясён тем, что прочёл на его крышке: "ВОЛГА".


Второй момент относится приблизительно к тому же периоду. В память врезалась величественная сцена из сериала "ТАСС уполномочен заявить": чёрная кагэбэшная "тридцать первая" летит по абсолютно вымершему (на время проведения съёмок, конечно) центру Москвы, летит с сознанием собственного превосходства: в мире есть только массивные, угрюмые правительственные здания, широченные дороги с разметкой, на которую ей можно наплевать, и она, Волга. Триптих власти.
Пятнадцать лет пролетело. А ГАЗ-3102 ничуть не потерял привлекательности, и всё потому, что машине здорово повезло: она успела покрасоваться, затем состариться и, наконец, нежданно-негаданно занять место классики, непод-властной времени. Сейчас уже можно точно сказать, с кого лепилась внешность автомобиля - с Mercedes-Benz W123 образца 1976 года. Характерный дизайн оптики, подштамповка на капоте и форма крышки багажника, выступающая хромированная облицовка радиатора, хромированные же бамперы с резиновыми накладками - сомнений нет ни малейших. Несмотря на более скромные размеры, Волга производит "роллс-ройсовское" впечатление. Но чего-то её монументальному облику не хватает… точно, двух мигалок на крыше, антенн спецсвязи, жёлтых противотуманок, коричневой тонировки, и ещё неплохо бы "неприкасаемые" номера. А может, всё это у "нашей" испытуемой в ближайшем времени и появится.

В движении

Данный экземпляр оснащён в соответствии с комплектацией 103. Это значит, что на машину установлены 150-сильный мотор, гидроусилитель руля, кондиционер и топливный бак на 70 литров. Впервые ГАЗ-3102 с двигателем ЗМЗ-4062 был показан в августе 1993-го, и назвалась эта модификация 3102-12, а автомобили обкомовского, радикально чёрного цвета поступили в широкую продажу совсем недавно, года три назад. Помимо блока управления кондиционером сомнительной эстетической ценности, салон автомобиля отличается от интерьера ГАЗ-3110 лишь несколько иной отделкой дверей и более приятной обивкой сидений. Та же низкая крыша, те же недурные кресла, удачная приборная панель и раздолье для задних пассажиров.

Резюме

И здесь всё повторяется почти точь-в-точь: с одной стороны, вибрации на холостом ходу, шум мотора на высоких оборотах и гул трансмиссии, тяжёлые тормоза и ватное, малоинформативное рулевое управление с большим передаточным числом. С другой стороны - хороший крутящий момент на низах, весёлый подхват мотора после 3500 об/мин и чёткая работа коробки. Но есть и разница, и она говорит в пользу ГАЗ-3102. Возросла плавность хода - автомобиль мягче проходит крупные неровности и не проявляет никакой чувствительности к мелким, что объясняется большей массой (на 50 кг тяжелее "десятки"). Плоские верхние грани кузова на скорости за 100 км/ч выполняют функцию спойлеров, прижимая кузов к дороге, что вкупе с превосходством в массе обеспечивает лучшую устойчивость машины на трассе. Водителю "ноль второй" приходится меньше подруливать, что непосредственно сказывается на пассивной безопасности и снижении утомляемости сидящего за рулем человека. В то же время семисантиметровая прибавка в длине (за счёт багажника) должна спровоцировать усиление склонности к заносу. Но это теоретиче-ски, а на практике ничего похожего нам не пришлось наблюдать. Вы скажете: негоже, мол, такому важному автомобилю ездить на пределе возможностей, однако в жизни Волг всякое случается…


Что же выходит? Учитывая факт существования базовой машины, роль которой играет ГАЗ-3110, платить-то приходится за имидж, а отнюдь не за потребительские и эксплуатационные качества. Многие тысячи рублей идут на консервативный дизайн плюс на комплектующие качеством повыше и аккуратную сборку, что вообще-то должно быть нормой. (Для справки: цена побывавшей на тесте машины составляет около $6 700.) Ничего не попишешь - до подхода новой модели ГАЗ-3102 надёжно удерживает звание самого престижного отечественного автомобиля. А рекомендовать приобретение машины мы можем, в первую очередь, тем нашим читателям, кто располагает возможностью оборудовать автомобиль атрибутикой принадлежности к властным структурам - и тогда уж точно, никакой 140-й Мерседес на дороге вам не помеха. Если вас прельщает подобное развлечение, то на него стоит раскошелиться.

Текст: Леонид Клюев
Статья опубликована в журнале "Колеса" ( _www.kolesa.ru )

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.