суббота, 20 марта 2010 г.

Чип-Тюнинг для «Волги» и «Газели» : Реальные возможности

*
Московская фирма НПП «ЭЛКАР», входящая в группу компаний «АВТЭЛ», занимается исследованиями в области систем управления ДВС, разработкой управляющих блоков и их адаптацией применительно к двигателям ЗМЗ, ВАЗ, УМЗ. Один из наиболее значимых проектов - блок управления 16-клапанным двигателем ЗМЗ для автомобилей ГАЗ. Важная особенность блока - мощное программное обеспечение и высокая надежность благодаря специализированному микропроцессору «Сименс» и другим современным электронным компонентам. Сегодня мы поговорим о возможностях модернизации системы управления двигателями Заволжского моторного завода на программном уровне.

Начнем с терминологии. Под чип-тюнингом понимается изменение потребительских качеств автомобиля путем замены программы микропроцессорного блока управления двигателем, КПП или трансмиссией.
У нас чаще всего применяется чип-тюнинг системы управления двигателем. Такая практика вполне объяснима: российские автозаводы широко освоили выпуск автомобилей с электронным впрыском бензина, а вот об управлении КПП и другими узлами и агрегатами говорить пока рановато.
Как правило, изменение эксплуатационных показателей двигателя обеспечивается благодаря корректировке характеристик топливоподачи, зажигания, степени наддува и так далее. При этом в конструкцию двигателя не вносится никаких изменений, модифицируется лишь программа управления.
В результате чип-тюнинга автомобиль обретает показатели, изначально заложенные в конструкции двигателя, но «по жизни» не реализованные. Почему не реализованные? Ответ прост: из-за предписанных нормативными документами ограничений по экологии, экономичности, шумности, ресурсу и так далее.
Приведем характерный пример. Выполнение автомобилем норм выброса токсичных веществ с отработавшими газами требует катализатора и лямбда-зонда. А их применение приводит к некоторому увеличению расхода топлива. Стремление снизить расход топлива с помощью регулировок топливоподачи и зажигания обусловливает увеличение токсичных выбросов. А попытки улучшить динамические показатели автомобиля приводят к ухудшению экономичности и токсичности.
Благодаря возможностям электроники, программа управления современным двигателем позволяет выбрать нужную стратегию управления с учетом различных ограничений. При модернизации программы управления ставится целью улучшение какого-либо одного выбранного показателя, другие же ограничения учитываются в меньшей степени. Именно такая модернизированная программа и устанавливается в компьютер при грамотном чип-тюнинге.
К сожалению, в подавляющем числе случаев отечественный чип-тюнинг - это больше слова и обещания, чем результат. Например, владельца автомобиля часто пытаются убедить, что заменой лишь микросхемы, без изменения конструкции двигателя, удается значительно увеличить его мощность. К таким обещаниям надо относиться, мягко говоря, с осторожностью: большей мощности, чем заложено в двигателе, не будет, и быть не может.
Тем не менее модернизацией управляющей программы можно добиться улучшения эксплуатационных показателей автомобиля. Однако это требует определенных и, как правило, серьезных доводочных работ как по самой машине, так и по системе управления двигателем. Работы эти под силу лишь автомобильным заводам и специализированным фирмам, поскольку требуют больших затрат и специального оборудования.


В связи с этим НПП «ЭЛКАР» готов помочь тюнингистам в максимально быстром продвижении новых версий программного обеспечения для автомобилей, находящихся в эксплуатации. Так, в настоящее время проведена модернизация программы управления серийно выпускаемых блоков МИКАС 7.1. В ней учтены особенности, обусловленные серийным производством автомобилей «Волга» и «Газель», а также нюансы, выявленные в ходе их эксплуатации.


Существует и более простой тюнинг: это реализация функций, которые существуют на других, более поздних версиях блоков. Приведем пример. Управление электровентилятором системы охлаждения, реализованное на части автомобилей «Волга» с двигателем ЗМЗ-406, осуществляется с учетом различных особенностей эксплуатации. Поскольку после остановки горячего двигателя вероятность теплового удара по находящимся под капотом деталям системы топливоподачи и управления велика, блок управления включит вентилятор на время гарантированной продувки подкапотного пространства.


Кроме того, в случае отказа датчика температуры блок управления не даст двигателю перегреться, а водителя предупредит о неисправности светящейся лампой «Проверь двигатель». Однако для реализации этой функции необходимо провести небольшие работы по прокладке дополнительных проводов в системном жгуте и подключить реле. Но, скорее всего, это будет оправдано, особенно с учетом летней жары и столь привычных для большого города пробок.

По материалам журнала "Автомобиль и Сервис" (_www.abs.msk.ru )

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.