понедельник, 30 августа 2010 г.

Заплаты на кузов

-
Со временем, раньше или позже - в зависимости от ухода - на кузове автомобиля появляются пятна коррозии. Если их вовремя не ликвидировать, ржавчина проедает металл до дыр. Что делать в этом случае? Своим опытом ремонта без сварки делится Аркадий Алексеев.

Решение очевидное - поставить на поврежденное место заплату. Для этого надо взять подходящий кусок металла и каким-нибудь образом прикрепить его взамен утраченного. На СТО и в мастерских применяют сварку. В последние годы сварочные аппараты появились и у автолюбителей. О работе с ними поговорим в другой раз, а сегодня рассмотрим некоторые другие способы установки заплат.
Ближайшим к сварке способом является пайка. Поскольку работа с твердыми припоями (медью, латунью) требует по сути того же оборудования, что и газовая сварка, автолюбители с незапамятных времен применяют более доступный вариант - пайку мягкими припоями (оловянно-свинцовыми с температурой плавления ниже 400°С). Роль заплатки при этом обычно отводится латунной пластинке или сеточке, луженой жести. Не будем повторять великого множества советов, которые выработаны сторонниками этого метода. Отметим только, что обычно применяемый для этой операции огромный паяльник - "лудильник", нагреваемый в пламени паяльной лампы (или даже на костерке), уже не может считаться единственным вариантом. Ныне той же цели можно добиться изящней - нужно только иметь так называемый промышленный фен, который позволяет быстро разогреть необходимые места кузова до 200-400°С стабильной струей раскаленного воздуха (и без продуктов горения, как в паяльной лампе). Работа с феном и прутком припоя чем-то похожа на газосварку. Однако в большинстве случаев при нанесении полуды, заполнении вмятин и т. д. удобней иметь припой в виде порошка или пасты, содержащих необходимое количество флюса. Их накладывают на горячую поверхность шпателем и разравнивают кисточкой из натуральной щетины.
Надо сказать, что поклонников пайки и лужения постепенно становится меньше. Возможно, дело здесь в сравнительно высокой трудоемкости этих работ, которые к тому же требуют определенной квалификации и соблюдения техники безопасности. Появление новых видов шпатлевок с подходящими свойствами приводит к вытеснению этого метода ремонта из его исконной области - выравнивания глубоких вмятин, а ведь в таком качестве он когда-то применялся даже на конвейере автозаводов.
Тем не менее, иметь в гараже промышленный фен неплохо, поскольку он упрощает надежную старую технологию и к тому же позволяет выполнять множество других работ. Это и сушка подкрашенного участка, и сварка пластмассовых деталей, и работы с применением термоклея, и даже удаление старой краски. Список операций фена этим, конечно, не ограничивается. Не всякий автолюбитель имеет возможность нагревать сваркой или пайкой истонченные ржавчиной места кузова. Изобретательный ум вынужденных кустарей-одиночек нашел и другие способы закрепления металлической заплатки. Известен и все еще встречается метод, предполагающий сверление отверстий и ввинчивание десятков саморезов. Он доступен практически всем, но имеет существенные недостатки - посадка самонарезного винта может со временем ослабляться, а сами они не так уж и дешевы. К неприятностям приводит контакт острия самореза с проводами или шлангами, а его головка довольно не эстетично смотрится на внешней панели кузова (например, при ремонте крыла).

клещи и специальные заклепки

Большинства этих недостатков лишены заклепки, но до последнего времени их использовали крайне редко, так как классическая клепка нуждается в двустороннем доступе к соединяемым деталям. Положение начало меняться, когда в продаже появились специальные заклепки со стальным сердечником, которые "расклепывают", вытягивая сердечник приспособлением - клещами. Понятное дело, оно является новинкой лишь в автосервисе, поскольку в промышленности, прежде всего авиационной, применяется давно. Между тем, для авторемонтников это – истинная находка. Работать приспособлением легко и приятно, а необходимые, кроме него, дрель и ножницы по металлу есть в любом гараже. Кстати, покупая клещи, следует выбрать те, что имеют поворотную - относительно ручек - рабочую часть. Тогда ограничивать применение заклепки будет только невозможность просверлить отверстие под нее в каком-то труднодоступном месте. Лучше использовать заклепки диаметром 3-4 мм (а вообще они обычно бывают от 2,5 до 5 мм), поскольку с крупными труднее работать, а мелких придется ставить утомительно много. Так как ни заплатка, ни место ее установки при работе не нагреваются, перед этой операцией их можно - и желательно - покрыть слоем какой-нибудь антикоррозионной мастики, которая загерметизирует место стыка, и здесь не будет скапливаться влага. Многие автомобилисты предпочитают неметаллические заплаты. (Вспоминается байка: некий продавец изготовил специальную опалубку и залил сгнивший пол машины слоем бетона. Покупатель только потом понял, почему это владелец все приговаривал: "Пол - как каменный".)

                                           
стеклоткань пропитанная клеем

Наверное, всем известен способ ремонта с применением клея, армированного стеклотканью. При этом речь обычно идет об эпоксидном клее. Способ прост и доступен, хотя каких-либо других достоинств за ним не числится. Видимо, поэтому в чистом виде применяют его в основном на автомобилях, подготавливаемых к продаже. Здесь невозможно предсказать, как долго продержится заплатка из такого материала: на результат влияет множество факторов - от тщательности подготовки эпоксидной композиции до вибронагруженности ремонтируемой детали. Однако судьба полимерных металлозаменителей вовсе не безнадежна. Допустим, на каком-то месте крыла машины появились мелкие сквозные отверстия. После обработки преобразователем ржавчины число таких отверстий увеличится. А что делать потом? Проще всего зашпатлевать повреждение. Думаете, отлетит? Не отлетит, если использовать специальную шпатлевку, предназначенную как раз для таких случаев - в композицию включены длинные армирующие волокна, которые значительно повышают ее прочность. Такие препараты ныне есть в продаже. Если для шпатлевки отверстия слишком велики, самое время вспомнить про материал, обычно называемый автомобилистами просто ткань.
                                      
                                            
       винил хлоридная ткань

Эта плотная белая материя родом, конечно же, с производства и там определяется как "ткань для герметизации кислотных ванн" или "винил хлоридная". Работать с ней не просто, а очень просто. Вырезанный кусок ткани смачивают ацетоном и прикладывают к пострадавшему от коррозии месту, которое предварительно зачищают и обезжиривают. Все. Через двое суток можно наносить шпатлевку, красить, замазывать мастикой и т. д. Механизм здесь таков: при действии ограниченного количества ацетона волокна ткани частично разбухают и растворяются, образуя полупрозрачную студенистую массу с очень высокой клеящей способностью. Отчасти сохранившаяся структура ткани позволяет заплатке выдерживать определенные механические нагрузки. Кстати, если кусочек ткани растворить полностью, получится вполне пригодный универсальный клей для пластмасс, резины, металла, кожи и даже для обуви. Используя этот незаурядный материал, необходимо обязательно учитывать два обстоятельства. Во- первых, в качестве растворителя годен только ацетон. Во-вторых, работать при температуре ниже 20°С не стоит, так как прочность клеевого соединения в таких условиях снижается. Но после полного отверждения температура никакой роли играть не будет. Существует еще один готовый материал, который можно применить в аналогичном случае. Это стеклоткань, пропитанная клеевым составом. Здесь клей тоже растворяется ацетоном (иногда другим растворителем), а стеклоткань сохраняется, обеспечивая прочность заплатки. Надо сказать, этот материал все же заметно уступает винил хлоридной ткани по удобству использования и качеству получаемых результатов. Как видите, даже если первый раунд борьбы с коррозией проигран и появились первые сквозные повреждения, потеряно не все. Какую выбрать технологию ремонта? Лично я предпочитаю заклепочные клещи и в некоторых случаях – винил хлоридную ткань. Другие методы тоже имеют своих приверженцев. И кузов еще поживет - если только мы о нем позаботимся.

По материалам журнала "За Рулем"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.