Большинство отечественных автомобилей не оборудованы датчиками контроля уровня охлаждающей жидкости. Это приводит к аварийной ситуации в двигателе в случае течи тосола, которую не удалось заметить своевременно.
Основа датчика — мультивибратор с одним устойчивым состоянием на транзисторах VT2 и VT3. Он вырабатывает импульсы частотой, примерно 1 Гц. Транзистор VT4 служит для более четкой фиксации рабочего состояния транзистора VT2.
Когда щуп погружен в жидкость между ним и общим минусом бортсети возникает слабый ток, который открывает транзистор VT1. Это приводит к шунтированию базовой цепи VT2 и срыву генерации мультивибратора.
При понижении уровня жидкости электрическая связь между щупом и "массой" пропадает и транзистор VT1 закрывается. Он перестает шунтировать базовую цепь VT2 и мультивибратор запускается, что приводит к миганию лампы Н1 с частотой около 1 Гц. Конструкция щупа может быть любой, важно чтобы он был сделан из нержавеющей стали и обнажался при уровне жидкости ниже критического. Он может быть туго вставлен в специально просверленное отверстие в расширительном бачке, или его можно укрепить с внутренней стороны крышки бачка.
Если емкость С1 понизить до 0,047 мкФ, можно лампу заменить звукоизлучателем типа ТЭГ или ТК-47. При недостаточном уровне тосола будет раздаваться звук, частотой, примерно 600-1200 Гц.
По материалам журнала "Радиоконструктор"
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.