Ахиллесова пята отечественной автомобильной промышленности - узкий выбор современных силовых агрегатов. Например, ГАЗ хотя и осваивает все новые модификации "Газели" и "Волги", но основным двигателем для них остается устаревший ЗМЗ-402. Объемы выпуска нового 16-клапанного мотора в Заволжье пока слишком малы. Сложившаяся ситуация открывает широкое поле деятельности серьезным тюнинговым фирмам, которые предлагают покупателям автомобили в нестандартной комплектации. О таких машинах и пойдет речь.
"Пежо" для "Газели"
Визитная карточка. "Газель" ГАЗ-3302 - долгожданная российская полуторка, заполнившая пустовавшую нишу в типаже грузовиков. Выпускается с 1994 года. Имеет несколько модификаций: бортовая платформа, самосвал, цельнометаллический фургон, микроавтобус и др. Возможна установка 16-клапанного двигателя ЗМЗ-406 и полноприводной трансмиссии. Нижегородское АО "Техносервис" комплектует автомобиль дизелем "Пежо-ХD-3ТР".
"Газель с пересаженным сердцем - внешних отличий
от стандартной машины не заметно
Внешне дизельную "Газель" отличают от бензиновых лишь по двум признакам - характерному звуку мотора и специальному топливному фильтру возле бака. Но это только на первый взгляд, в действительности конструктивных изменений больше. Чтобы состыковать дизель с "газовской" коробкой передач, изготовлен оригинальный картер сцепления. Да и само оно отличается от стандартного - ряд деталей позаимствован от нового сцепления ЗМЗ-406. Для лучшего охлаждения установлен алюминиевый радиатор ГАЗ-3102. Сразу отметим, что данный вариант комплектации - не окончательный. В дальнейшем АО "Техносервис" планирует ставить на "Газель" сцепление фирмы LUK и коробку передач ZF.
Французский дизель "Пежо-XD-3TP"
в моторном отсеке горьковской полуторки
Оснастить дизелем "Пежо" можно любую модификацию "Газели". Нам довелось посидеть за рулем обычного бортового грузовика. Первое впечатление - в машине тихо. Работающий на холостых оборотах дизель немногим "громче" бензинового мотора. Пытаемся тронуться (в кузове полторы тонны балласта) - двигатель легко справляется со своей задачей и тут же требует второй передачи. Проводим эксперимент -груженый автомобиль почти так же уверенно трогается и со второй. Приятное наблюдение - почти нет характерных "газовских" рывков сцепления. Стандартная "Газель" с полной загрузкой при попытке тронуться "внатяг" дергалась куда сильнее.
На шоссе дизель настойчиво "просит" включить высшую передачу. Стандартная трансмиссия, рассчитанная на менее тяговитый мотор, слишком "легкая" для дизеля. Если бензиновый двигатель базовой модели на низших передачах тянет достаточно уверенно, а на высших пытается "скиснуть", особенно на затяжном подъеме, то дизель сначала буквально рвет с места, и лишь включив четвертую передачу, удается смирить его норов. Зато езда по городу на дизельном - приятное времяпрепровождение. Потерял скорость - не беда, много работать рычагом коробки не придется, прибавил газу - и поехал. На ровном участке дороги дизельная "Газель" уверенно разгоняется на пятой передаче с 50 км/ч, на третьей - с 25-30 км/ч. У "Пежо" с турбокомпрессором не ощущаешь провала на низких оборотах, что зачастую свойственно таким агрегатам. Очевидно, это явление несколько сглаживается и очень "тяговитой" трансмиссией.
Но все-таки другую коробку передач подбирают не зря. Посмотрите внимательно на характеристику мотора. С увеличением оборотов резко повышается удельный расход топлива. Именно поэтому дизельная "Газель", потребляющая в городском цикле 11,7 л/100 км, а при 60 км/ч чуть больше 10 литров на сотню, сильно повышает аппетит с ростом скорости. При 100 км/ч расход "солярки" увеличивается почти в полтора раза и составляет 15,7 л/100 км. Уменьшение передаточных чисел трансмиссии понизит обороты двигателя и позволит ему работать в экономичном режиме, особенно на шоссе, с высокими скоростями.
Внешние скоростные характеристики двигателя "Пежо-XD-3TP"
Теперь об ощущениях водителя. На рычаг коробки передач передается значительная вибрация, но это свойственно почти всем дизельным машинам. К счастью, кабина и рулевое колесо почти не дрожат. Баранка начинает противно зудеть в руках не раньше, чем стрелка спидометра перевалит за отметку 100 км/ч. Но для грузовика такой режим движения нехарактерен.
Последний вопрос - экономический. За "Газель" с французским дизелем придется заплатить почти вдвое дороже, чем за обычную. Стоит ли? Да, стоит. Коммерческий автомобиль должен работать долго и безотказно, не требуя от хозяина (в том числе и частного владельца) чрезмерных затрат на ремонт и эксплуатацию. Экономия расходов на топливо при больших среднегодовых пробегах будет ощутимой, особенно с учетом разницы в цене "солярки" и высокооктанового бензина. К тому же дизель при правильном обслуживании в процессе эксплуатации отличается большим ресурсом. "Пежо-XD-3TP" - не исключение. Учитывая повышенную нагрузку на бензиновый мотор, установленный на "Газели" (ЗМЗ-402 все-таки силовой агрегат легковой "Волги"), сделаем вывод - дизель прослужит значительно дольше.
Резюме.
Дизель "Газели" необходим. Недаром ГАЗ привлекает зарубежных партнеров для производства двигателей этого типа. Так что в перспективе полуторка должна обзавестись новым мотором. А сейчас наиболее приемлемый ее вариант с двигателем "Пежо" предлагает АО "Техносервис". Конечно, такой автомобиль не лишен недостатков, которые фирма в ближайшем будущем планирует устранить, но главное - уже сегодня потребитель может приобрести вполне работоспособный дизельный грузовик.
"Ровер" для "Волги"
Визитная карточка. ГАЗ-3102 "Волга" - прямой потомок знаменитой "двадцать - четверки", выпускаемой с конца шестидесятых. Автомобиль, недавно доступный лишь немногим, нынче сравнялся в цене с некоторыми моделями ВАЗа. Несмотря на, мягко говоря, не первой свежести конструкцию, "Волга" прославилась редкой живучестью. АО "Техносервис" устанавливает на легковые автомобили ГАЗ силовые агрегаты (двигатель, сцепление, коробку передач) английской фирмы "Ровер".
Кто бы мог подумать, что номенклатурная "баржа" станет чуть ли не народным автомобилем! Большая, вместительная, долговечная и все еще престижная машина по относительно умеренной цене прельщает многих. Кроме того, "волги" по-прежнему несут служебно-представительские функции и трудятся в такси. Одно плохо - ходовые качества со стандартным мотором оставляют желать лучшего. На часть машин, правда, устанавливают современный двигатель ЗМЗ-406. Но агрегат этот пока выпускается малыми сериями и потому дорог. Альтернативный вариант - комплектацию силовым агрегатом зарубежного производства - предлагает фирма "Техносервис" совместно с АО "ГАЗАТО". Под капотом автомобиля ГАЗ-3102 (или -31029, но с дисковыми передними тормозами) двухлитровый 16-клапанный двигатель с распределенным впрыском топлива "Ровер-T16 MPI" со сцеплением и пятиступенчатой коробкой передач R380. О коробке разговор особый: она полностью синхронизирована, в том числе передача заднего хода, а для смазывания под давлением служит масляный насос. Вдобавок заправляют коробку не обычным трансмиссионным маслом, а специальным - "DEXTRON" для автоматических коробок передач. Максимальный передаваемый момент - 380 Н/м - цифра внушительная. Учитывая, что максимальный крутящий момент двигателя 180 Н/м, выходит - коробка работает вполсилы и на "Волге" станет практически вечным агрегатом.
"Волга" от "Техносервиса" на первый взгляд обычная машина.
Но под капотом у нее силовой агрегат "Ровер"
В моторном отсеке переделанной "Волги" на редкость просторно - "роверовский" двигатель намного короче "родного". В системе охлаждения - вентилятор с электроприводом. В трансмиссии - оригинальный карданный вал с промежуточной опорой и крестовинами от "Газели". В салоне иную "начинку" автомобиля выдает расположение рычага коробки. Он сильно сдвинут назад по сравнению со штатным "волговским". В систему выпуска, которая на стандартной машине отличается резким звуком, введен дополнительный резонатор.
Английский "Ровер" под капотом российской "Волги"
Теперь - на дорогу. Вспомнив, как ездят на обычной "Волге", быстро переходим на высшую передачу, и... двигатель скисает. Оказывается, у "Ровера" другой характер и стиль езды здесь ближе к "жигулевскому" - "англичанин" любит высокие обороты. Приспособившись к новому силовому агрегату, получаешь массу впечатлений. Степенный, по общему мнению, автомобиль "стреляет" со светофора, как из рогатки, -его провожают удивленными взглядами и владельцы "вазовских" "восьмерок", и водители престижных иномарок. Прекрасная динамика, немалый запас мощности при обгоне плюс хорошие тормоза - основные козыри этой машины. Еще один плюс - высокая средняя скорость на трассе. Хотя выжимать из "Волги" с "Ровером" максимально возможные 180 км/ч, вряд ли разумно. Уже после ста сорока на спидометре она начинает "плавать" по дороге, да и слишком замедлена реакция машины на движения рулем. Зато какую крейсерскую скорость ни держи - 90 или 120 км/ч, душу греет сознание, что есть еще хороший запас для быстрого обгона или перестроения.
Поскольку знакомство происходило зимой, у нас сложилось мнение, что столь резвому автомобилю шипованные покрышки просто необходимы. Прежде всего, из соображений безопасности. Неопытному или самоуверенному водителю "Волга" с английским сердцем ошибок не простит - чуть передавил газ и занос неизбежен.
Кроме силового агрегата, клиент может заказать массу дополнительного оборудования - от молдингов и пластиковых подкрылков - локеров до кожаной обивки салона, предпускового подогревателя двигателя и кондиционера. Нам довелось проехаться в богато оборудованной "Волге": обивка из вишневого велюра, вставки под дерево на панели приборов и дверях, тонированные стекла, электростеклоподъемники, аудиосистема, сигнализация, зеркала улучшенной конструкции. За рулем какой машины сидишь, напоминала разве эмблема ГАЗа на "волговской" баранке.
Очень хотелось бы получить в комплекте с "роверовским" двигателем тахометр. Установка этого прибора планируется, он заменит на панели приборов часы. Что касается механических узлов, задняя опора силового агрегата от ГАЗ-24-10 вскоре уступит место опоре оригинальной конструкции. В ближайших планах - установка газонаполненных амортизаторов.
Основные заказчики "Волги" с "Ровером" - юридические лица, не желающие изменять привычке к "газовским" машинам. Есть и частные лица, которые дилемму "иномарка или отечественный автомобиль" решили по-своему: "Волга", но с английским сердцем Так спится чуть спокойней, и ремонт подешевле, в том числе неизбежные в наше время жестяные работы.
Резюме.
Старушку "Волгу" рано сбрасывать со счетов. Наряду с привычными машинами выпускается вариант с более мощным и современным двигателем ЗМЗ-406. Именно ему составит серьезную конкуренцию (в том числе и по цене) автомобиль с английским силовым агрегатом.
Краткая техническая характеристика ГАЗ-3102 с двигателем "Ровер"
(в скобках - отличающиеся характеристики с двигателем ЗМЗ-402):
число и расположение цилиндров - 4, рядное
количество клапанов на цилиндр - 4 (2)
диаметр и ход поршня - 84,5x89 (92x92) мм
рабочий объем - 1994 (2445) см3
степень сжатия - 10 (8,2)
мощность - 140 л.с./103 кВт при 6000 об/мин (102 л.с./75 кВт при 4500 об/мин)
максимальный крутящий момент - 180 Н/м при 4500 об/мин (181 Н/м при 2600 об/мин)
максимальная скорость - 180 (152) км/ч
время разгона с места до 100 км/ч - 11 (17) с
расход топлива при 90 км/ч - 9,5 (12) л/100 км
Автор: И.Твердунов, В.Крючков
По материалам журнала "За Рулем" за 1996 год
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.