Нередко современные технологии дают вторую жизнь старым, как мир, идеям. Яркий пример - противоугонные системы типа "иммобилайзер", получившие широкое распространение и в нашей стране, и за рубежом. Ведь за труднопроизносимым названием скрывается, по сути, набор "секретных тумблеров" с электронным управлением для прерывания нескольких электроцепей автомобиля.
иммобилайзер "Лазер-Лайн-995"
с электронным ключом управления
Вспомним принцип работы примитивной "секретки". С помощью спрятанной в укромном месте кнопки можно разомкнуть любой провод: отключить "массу", блокировать катушку зажигания, обесточить коммутатор или стартер. А чтобы окончательно запутать угонщика, неплохо бы прерывать все эти цепи одновременно. Но вряд ли кто-нибудь согласится перед каждым запуском двигателя включать четыре или пять тумблеров, запрятанных по всему салону. Иное дело - некий общий "рубильник", удобный в эксплуатации для владельца машины и недоступный для злоумышленника. Подобный принцип и заложен в основу противоугонных иммобилайзеров. О том, как он реализован технически, расскажем подробнее.
В зависимости от модели в иммобилайзера есть от двух до шести электромагнитных реле. Каждое обслуживает отдельный канал прерывания. Реле - то и выполняют функцию "секретных" тумблеров, то есть размыкают те или иные электроцепи. Обычно в автомобиле блокируют стартер, аппаратуру управления впрыском топлива, электромеханические бензонасосы, катушки в контактных системах зажигания, коммутаторы в электронных, бортовые компьютеры и т. д.
"Сирио-42" - иммобилайзер
с двумя каналами прерывания
Процессор - мозг всего охранного комплекса - представляет собой печатную плату с электронными микросхемами. Он включает - выключает реле, формирует команды сигнальным устройством и принимает коды от систем управления.
Реле и процессор тщательно прячут от любопытных глаз -они находятся в общем корпусе, который, как правило, монтируют в укромном месте. Обычно корпус неразборный, из ударопрочного пластика. В лучших моделях электронику упаковывают в герметичную стальную капсулу, да еще заливают специальной резиной. Такое исполнение оболочки иммобилайзера называют бронированным. Если злоумышленнику повезет и он все же отыщет блок управления, то добраться до начинки ему будет очень трудно.
Так выглядит начинка сигнализации ""Лазер-Лайн-996"
с встроенным иммобилайзером
Еще сложнее определить, что же в автомобиле заблокировано. Все силовые провода, подведенные к прерывающим реле, одного цвета. Маркируют только хвостики их оплеток, которые при установке сторожа на машину зачищает монтажник. Восстановить разомкнутую цепь вор не сможет, да и обрезать провода иммобилайзера бессмысленно - двигатель все равно не заработает. Отметим, что следует отдавать предпочтение тем системам, в которых силовые провода уходят непосредственно внутрь корпуса. Модели, где они соединяются с реле через разъем на входе в блок управления, преступнику преодолеть легче. В конце концов, практически к любому разъему можно подобрать ответную часть с перемычками. Если уж вам достался подобный иммобилайзер, постарайтесь упрятать корпус с реле и процессором особенно тщательно.
Все иммобилайзеры переходят в режим защиты от угона автоматически - через несколько секунд после того, как будет выключено зажигание. А вот конструкцию систем управления для снятия комплексов с охраны фирмы изготовители реализуют разными способами.
Кнопочный пульт обычно располагают в салоне на видном месте. Пользоваться им просто - водитель садится в машину и набирает пальцем нужную комбинацию цифр. Достоинства метода таковы. Существуют два кода - "пользователь" и "мастер". Если на автомобиле ездят несколько человек, то хозяин сообщает им последовательность "пользователь", способную только разблокировать двигатель. Код "мастер" известен лишь самому владельцу. С его помощью можно совсем отключить иммобилайзер или, войдя в режим программирования, сменить комбинацию "пользователь". Недостаток пультов: набор цифр порой отнимает слишком много времени, что может вызвать недовольство окружающих. Например, при отъезде от бензоколонки.
Радиобрелок, такой же, как в обычных сигнализациях, значительно удобнее кнопочного пульта. Он позволяет легко управлять охранным комплексом даже на значительном удалении от машины. Однако радиокод можно перехватить, записать и воспроизвести. Системы с дистанционным управлением дороже. Кроме того, периодически требуется заменять батарейку в брелоке, а это дополнительные траты. Если на автомобиле помимо иммобилайзера смонтирована сигнализация, то на связке ключей появятся сразу два брелока, что осложнит процедуру снятия с охраны.
В некоторых иммобилайзерах предусмотрен специальный выход для подключения к традиционному автосторожу в случае совместной работы. Тогда оба комплекса принимают команды с пульта дистанционного управления сигнализацией. Такое решение, конечно, упрощает жизнь владельцу машины, но для надежной защиты от угона все же лучше, чтобы основная охранная система и иммобилайзер отключались независимо друг от друга.
Оптимальный и наиболее распространенный способ управления иммобилайзером - электронный ключ. Его вставляют в специальный разъем,
смонтированный на панели приборов, процессор считывает код, "зашитый" в электронных схемах ключа, и формирует команду управления. Контактный метод хорош тем, что исключает возможность перехвата шифра. Подделать электронный ключ практически невозможно: современные микросхемы позволяют закодировать миллионы вариантов комбинаций. Еще одно положительное качество ключей в том, что они не содержат батареек, почти не изнашиваются, стойки к воздействиям влаги, их трудно разрушить механически при падениях, случайных ударах и т. д.
Функциональная блок-схема иммобилайзера:
1 - корпус
2 - блок управления
3 - прерывающие реле
4 - разъем
5 - прерывание для катушки зажигания
6 - прерывание для стартера
7 - прерывание для коммутатора
8 - управляющий вывод на электронную сигнализацию
9 - дополнительная сирена
10 - сигнальный светодиод
11 - кодовый пульт
12 - радиобрелок
13 - электронный ключ
Непременный атрибут любого иммобилайзера - сигнальный светодиод. Владелец с его помощью узнает, в каком состоянии находится система в данный момент времени, а злоумышленник, увидев мигание светодиода, поймет, что автомобиль под охраной. В дополнение к световой индикации некоторые фирмы комплектуют свои изделия автономными сиренами. В отличие от подобных устройств в сигнализациях, они молчат при порывах ветра, ударах по кузову, проникновении в салон. Но стоит вору включить зажигание, как сирена иммобилайзера нарушит тишину громким завыванием. Полезная штука: ведь угонщик, разрушивший основной охранный комплекс, обычно считает, что автомобиль уже не способен "подать голос", но тут, неожиданно для него, сработает второй рубеж защиты.
Так что же установить на автомобиль - сигнализацию или иммобилайзер? Автомобилисты Европы все более отдают предпочтение последним. Они дешевле, надежнее, не нарушают покой граждан в ночное время, не блокируют двигатель на ходу и при этом предотвращают угон надежнее традиционных сигнализаций. В продаже появился даже отдельный класс устройств с рабочим напряжением 24 вольта для грузовиков.
В нашей стране, правда, условия специфические: важно не только защитить от хищения машину в целом, но и предотвратить кражу колес, аккумулятора, наружных зеркал, радиоаппаратуры и т. д. Поэтому используйте и сигнализацию, и иммобилайзер. Пусть электронный автосторож с богатым набором чувствительных датчиков и сиреной оповещает владельца о попытке угона или взлома. У иммобилайзера другая задача - разорвать как можно больше цепей и тем самым предотвратить пуск двигателя. Одно из основных преимуществ устройств этого типа перед сигнализациями - множество каналов блокировки и мощная силовая часть. Проще говоря, встроенные реле иммобилайзера выдерживают токи до 30 ампер, а значит, можно размыкать высоконагруженные цепи, например провод подачи питания к стартеру.
Не секрет, отечественные автомобили хуже иномарок противостоят злоумышленникам. Дверные замки, запоры капота и багажника, замки систем зажигания наших "жигулей", "волг", "москвичей" - не преграда даже для новичка. Вот почему все сказанное о пользе совместной работы сигнализации и иммобилайзера справедливо для продукции российских заводов - не скупитесь, поставьте два независимых рубежа охраны.
Автор: В.Крючков
По материалам журнала "За Рулем" за 1996 год
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.