Автомобили марки "Жигули", и многие другие, оснащены дверными выключателями салонного освещения. Эти выключатели при открывании двери включают свет в салоне, а при закрывании свет сразу же выключается. С одной стороны это удобно, если нужно высадить пассажира или подобрать кого-то по пути, можно ехать сразу же после закрывания двери, не дожидаясь пока погаснет свет в салоне. С другой стороны, закрыв за собой дверь, водитель должен в темноте нащупывать замок зажигания или выключатель внутрисалонного света, либо возиться с замком держа дверь открытой и рискуя повредить её и крыло при первом же порыве ветра (особенно, если машина ВАЗ-2108).
Выйти из положения можно, если ввести в схему внутрисалонного освещения "замедлитель выключения". После закрывания двери автомобиля с неработающим двигателем, такой "замедлитель" будет гасить свет не сразу, с 10-15 секундной задержкой. Этого времени достаточно, чтобы найти замок зажигания и вставить а него ключ. При том, при закрывании двери автомобиля с работающим двигателем, "замедлитель" не должен вмешиваться в работу схемы освещения салона, и свет должен гаснуть без задержки.
На рисунке показана схема простого устройства, выполняющего такие функции. По питанию схема включена параллельно осветительной лампе Л1. Контакты реле К1 блокируют выключатель освещения П1. Предположим, двигатель не работает и зажигание выключено. При открывании двери замыкаются контакты П1. Это приводит к подаче напряжения на лампу и на схему "замедлителя". Конденсатор С1 начинает медленно заряжаться через К1 (на его зарядку уходит, примерно 10-15 сек.). На выходе D1.2 появляется логическая единица. Поскольку зажигание выключено на базу транзистора VT1 напряжение от замка зажигания не поступает и транзистор закрыт. В результате на вывод 9 D1.3 поступает единица через К2 и этот элемент пропускает уровень на вход D1.4. Единица с его выхода открывает транзисторный ключ VT2, что приводит к срабатыванию реле Р1 и замыканию его контактов К1. Теперь, в течении 10-15 секунд лампа Л1 будет гореть независимо от положения контактов П1.
Если зажигание включено, то напряжение высокого уровня через VD1 и R3 поступает на базу транзистора VT1 и открывает его. На выводе 9 D1.3 устанавливается логический ноль, элемент D1.3 принудительно удерживается в состоянии с единицей на выходе и на выходе D1.4 уровень будет нулевым независимо от уровня на входах D1.1. Транзистор VT2 открываться не будет и реле Р1 не будет дублировать выключатель П1. Таким образом, если зажигание включено "замедлитель" не вводит задержку в процесс выключения лампы Л1.
Реле Р1 — любое малогабаритное на напряжение 12В. Время замедления можно установить "по вкусу", подбором номинала Р1. Диоды КД522 можно заменить на любые кремниевые маломощные выпрямительные или импульсные. Микросхему К561ЛА7 можно заменить на К564ЛА7, К1561ЛА7.
Внедрение данной схемы в автомобиль "Волга" возможна только при незначительном изменении. Так как концевики дверей запитаны на "плюс", а не на "минус" как на схеме.
По материалам журнала "Радиоконструктор"
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.