Почти во всех отечественных автомобилях в дверных проемах установлены контактные выключатели, предназначенные для автоматического включения света в салоне при открывании дверей. Недостатки этих датчиков общеизвестны, они имеют открытую конструкцию, и, практические не имея корпуса, подвержены всем вероятным внешним воздействиям (коррозия, загрязнение пылью, маслом, антикором).
Поэтому, такие выключатели довольно быстро перестают функционировать, либо их нужно все время "тормошить", чтобы все же возник контакт.Кардинальным решением может быть установка вместо них герконов. Сами герконы можно установить в боковинах передней панели автомобиля, прилегающих к обивке передних дверей, в обивке стоек салона прилегающих к обивке задних дверей, а управляющие магниты закрепить в обивке дверей. Установка может быть и другой все зависит от отделки салона машины.
Проблема в том, что большинство доступных герконов (а это обычно КЭМ-4) имеют только пару нормально-разомкнутых контактов. Поэтому датчики будут работать, наоборот - при открывании двери размыкаться, а при закрывании замыкаться. Чтобы логика работы осветителей при этом не нарушалась, требуется установка дополнительного инвертора, собранного, например, по рисунку 1.
Схема (рис. 1) представляет собой транзисторный ключ, в коллекторной цепи которого включено стандартное автомобильное маломощное реле. Замыкающие контакты этого реле подключаются параллельно контактам ручного выключателя салонного освещения. На базу транзистора подается открывающее напряжение смещения через резистор R1. Между базой и общим минусом питания включена цепь из последовательно включенных четырех герконов (по числу дверей машины).
Когда все двери закрыты магниты, установленные на дверях приближены к герконам и их контакты замкнуты. Получается низкоомная цепь, шунтирующая базу VT1. Напряжение на базе равно нулю и транзистор закрыт. Реле разомкнуто и освещение в салоне выключено. При открывании любой из дверей магнит отходит от одного из герконов. Его контакты размыкаются и размыкают цепь шунтирования базовой цепи VT1. На базу поступает открывающий ток через R1 и контакты реле замыкаются, включая освещение.Можно улучшить сервисные возможности автоматического выключателя освещения, если дополнить его несложным логическим устройством на популярной микросхеме К561ЛЕ5 (рис. 2). Такой выключатель отличается тем, что при включенном зажигании (то есть, когда двигатель работает) он функционирует как предыдущая схема (рис. 1), но если зажигание автомобиля выключено, - выключение света в салоне после закрывания двери происходит не сразу, а с задержкой в 10-15 секунд.
Это очень удобно, потому что, когда вы садитесь на место водителя и закрываете дверь, обычный выключатель сразу выключает освещение и вам нужно либо в темноте на ощупь искать замок зажигания, ручку подсоса, упавшие ключи и т.д. Либо включать свет ручным выключателем. А схема, показанная на рисунке 2 будет держать свет включенным после того как вы закроете дверь, и свет выключится только через 10-15 секунд или сразу после того, как вы включите зажигание.
Работа схемы (рис. 2). Левый (по схеме) вывод резистора R1 подключается к выходу ключа зажигания. Поэтому, когда зажигание выключено этот вывод резистора через относительно низкое сопротивление цепей после замка зажигания (катушка зажигания, обмотки реле, лампы датчиков и т.д.) оказывается соединенным с общим минусом. В результате лог. ноль поступает на один из входов D1.4 и этот элемент работает как инвертор уровня, поступающего на его второй вход.Если размыкается цепь герконов сигнал управления проходит по цепи D1.3-D1.4 разряжая конденсатор C1 через R4 и VD3. Ключ VT1 открывается и свет включается.
При замыкании цепи герконов свет гаснет не сразу, а после того как C1 зарядится через большое сопротивление R3. Но, это если зажигание выключено. Если зажигание включено, то управление происходит через элемент D1.2, на выходе которого нет задерживающей RC-цепи и выключение света происходит без задержки.
Продолжительность задержки выключения освещения можно установить подбором параметров цепи R3-C1.
Автор - Стриженко М.
По материалам журнала "Радиоконструктор"
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.